Главная » Наши исследования » Научные

Гном-полуэльф. Этимология кхуздульских слов-3

Гном-полуэльф. Этимология кхуздульских слов.

Uzbad – «Лорд, повелитель»,

Прообразы в языках Средиземья:

-uz, -az (V) – имена валар (mâchanâz, mâchanumâz, Tulukhastâz, Mânawenûz, ayanûz, Arômêz, A3ûlêz, Ulubôz, Ullubôz)

Ar (Q) – король

?AR (PQ) - Stems ?ar have, hold, and related gar, garat, garad were much blended in Eldarin. From ?ar come: Q harya- possess; harma treasure, a treasured thing; harwe treasure, treasury; haryon (heir), prince; haran (pl. harni) king, chieftain (see tā). N ardh realm (but Q arda < gar); aran king (pl. erain). Dor. garth realm, garon lord, may come from ?ar or gar.  

BAD (PQ) - *bad- judge. Cf. mbad. Not in Q. N bau? (bad-) judgement; badhor, ba?ron judge.; LR350 THE ETYMOLOGIES кон 1930-х, 1938

Прообразы в земных языках:

Husband (немецк.) муж

bad (baad) «народ» из курд. E’badile, E’bd – «народный», «народ».

hus (дат.) «двор, род»;

Husband (англ.) – «муж, супруг»;

Hus + bund (staad) (нем.) «Государственный Муж»

Zabad, zaw-bad` (др.иврит) – даровать

Zabad, zaw-bawd` (др.иврит) – даритель

Zabad (др.иврит) – имена семерых израелитов

Выводы: Из других языков Арды можно найти аналогии Uzbad с праэльфийским корнем BAD «суд, судья» и валаринским суффиксом имен валар -uz, -az, которые возможно означают «бог, король, власть» и могут быть связаны с праэльфийским корнем ?AR «владеть, король», от которого произошло квенийское ar, aran «король». Также, так как известно что в ваньярине, вероятно имевшем влияние валарина, был звук z, в нолдоринском квенья перешедший в r, то можно сделать вывод, что подобное изменение могло произойти и при заимствовании слов из валарина в эльфийском (праэльфийском) и слово нолдоринского квенья ar «король» соответствует ваньяринскому (или праэльфийскому) az, заимствованного из валаринского суффикса -az, - uz. Или праэльфийский корень ?AR соответствует валаринскому корню `az.

По аналогии с земными языками возможно, слово Uzbad было придумано на основе земных прообразов - как предполагает Siewurd, немецкого Husband («муж», Hus + bund «государственный муж»), курдского baad «народ». Отсюда слово могло иметь структуру Uz+bad и означать «Муж народа». Но также возможно, по моему мнению, что это слово происходит от ивритского Zabad (zaw-bad`, zaw-bawd` «даровать», «даритель»), в значении лорд как «даритель, жалователь» или «тот, кому пожаловано»? Или от библейского имени Zabad – имени семерых израэлитов, возможно, что как и в других случаях (например - Khazad «гномы» - Hasid (иврит) «праведность», Baruch (иврит) "благословенный" - Baruk «топоры» в военном кличе гномов Baruk Khazad (возможно, в первоначальном смысле «Благословение праведным»), Mazarbul «Летописный чертог» - Mazar (ар.яз) – «кладбище», Azanul «Туманный» - Azan (арабск.) «призыв к молитве» ) Толкин мог взять сакральное семитское имя или слово и принять ему другое значение.

Zigilnâd; Серебряная жила?

Прообразы в языках Средиземья: Sigil (S или Кh?) – Наугламир, WJ258 The wanderings of Hurin 1959

-ad (Ad) – послелог «на»

nad (Ad) «позади, за» в nadroth «след за кораблем»

-nadu (Ad) (azgaranădu - «развязал войну, воевал, вел войну») – глагольная форма прош. врем., SD311,

Zirak-zigil (Кh) Серебряный пик  

Sigil (S или Кh?) – Наугламир, WJ258 The wanderings of Hurin 1959

SIK(PQ)- Q sikil dagger, knife; N sigil,

LI (PQ)- many. Q lie people; -li pl. suffix, lin- prefix = many, as lin-tyulussea having many poplars [tyul], lindomea having many oaks [dóron]. In N the ending -lin ‘many’ has been blended with rhim > lim, rim. NĀ1-[Cf. ana1] Q an, ana, na to, towards, prefix ana-. N na with, by, prefix an-. Also used as genitive sign.

2 (PQ)- [Cf. ana2] be. Stem of verb ‘to be’ in Q. Cf. nat thing, N nad.  

NAD (PQ)- Q nanda water-mead, watered plain. N nand, nann wide grassland; naрor, naрras pasture. NDAN- back. (Cf. Danas; N Dân, pl. Dein, Daðrin). Q nan-(prefix) backwards. Dor. dôn back (noun). Cf. Q nā, nān but, on the contrary, on the other hand, a-nanta and yet, but yet. [See dan, and commentary on Lhammas §7.] DAN- Element found in names of the Green-elves, who called themselves Danas (Q Nanar, N Danath). Cf. Dan, Denethorand other names. SIK- Q sikil dagger, knife; N sigil, LR 385, THE ETYMOLOGIES кон 1930-х, 1938

Zingil У Рамера – имя планеты Венеры, названной «облачно-светлая». SD 427; Notion club papers 1945 - 1946;  

Прообразы в земных языках:

sikkin (ар.яз) – нож

Выводы: Выводы о Zigil– см. Zirak-zigil. Скорее всего, оно имело поздний вариант значения «серебро», по переводу эльфийского названия Celebrant «Серебряный поток, путь», см. Zirak-zigil. Или «Мифрил», т.к. другой вариант названия этой реки Kibil-nâla имел другой вариант слова для серебра – Kibil (или nâla), см. Kibil-nâla, возможно один корень обозначал простое серебро, а другой – лунное (мифрил).

Элемент nâd мог иметь аналогию с адунайскими частицами –ad послелогом «на, к», nad «позади, за» в nadroth «след за кораблем», -nadu (azgaranădu - на Валар) – глагольной формой (были) или праэльфийскими корнями NĀ «на, к», NĀ «быть», NAD «водная равнина». Или быть вероятному валаринскому или праэльфийскому корню NAD, от которого метатезой могло произойти праэльфийское DAN, NDAN «позади».

Возможно, название также могло означать: «За Зигилом (горой)», «К Зигилу», «Серебряная, Посеребренная, Среброносная (серебро+быть)», «Водная равнина Зигила (обозначение не только реки, но и всей местности)».

Zirak-zigil; Серебряный пик

Прообразы в языках Средиземья:

Zigilnâd (Кh) Серебрянка,

Zirakinbar, Zirak (Кh) ранняя форма Zirak-zigil

Sigil (S или Кh?) – Наугламир, WJ258 The wanderings of Hurin 1959

SIK(PQ)- Q sikil dagger, knife; N sigil,

LI (PQ)- many. Q lie people; -li pl. suffix, lin- prefix = many, as lin-tyulussea having many poplars [tyul], lindomea having many oaks [dóron]. In N the ending -lin ‘many’ has been blended with rhim > lim, rim.

SIL (PQ) variant of THIL; ‘shine silver’. Q Isil Moon, N †Ithil *silimē, †silver, Q silme ;

TARÁK(PQ)- horn (of animals). Q tarka horn; N tarag horn, also used of steep mountain path, cf. Tarag(g)er = Ruddihorn [gay].

RAG (PQ)- *ragnā: ON ragna crooked, N rhaen

KARAK (PQ)- sharp fang, spike, tooth. Q karakse jagged hedge of spikes; cf. Helkarakse, N elcharaes [khel]. [This entry was retained, with karak > kárak and elcharaes > helcharaes, and the following faintly visible additions made:] Q karka tooth, karkane row of teeth. N carag spike, tooth of rock; carch tooth, fang (Carcharoth). LR 385,391, THE ETYMOLOGIES кон 1930-х, 1938

Zingil У Рамера – имя планеты Венеры, названной «облачно-светлая». SD 427; Notion club papers 1945 - 1946;

-si (Ad.) - показатель местного падежа (Avaloi-si на валар)

Прообразы в земных языках:

`azraq (ар.яз) – синий

sikkin (ар.яз) – нож

sirag (ар.яз) – светильник, факел

tark- (праинд.-евр.) «скрученный»,

tarku (санскр),

tarkue (др.-прусск.),

tark/tark (тохарск.),

atraktos (греч.),

torqueo (лат.),

drahsil/drechseln (нем.),

tjerr (алб.),

trochal (ирл.),

torri (валлийск.),

troki (польск.);

торок (рус.).

Выводы: Слово Zirak-zigil «Серебряный пик» очевидно состоит из двух слов Zirak и zigil, соответственно одно из них должно значить «Серебряный или серебро», а второе из них – «пик». Если сравнивать его с ранними или поздними кхуздульскими аналогами, то возможно что вначале слово Zirak означало «серебро», судя по раннему варианту названия Zirakinbar (вероятно «Серебряный рог», т.к. inbar возможно значило «рог» как синоним вершины горы, пика в Barazinbar, Udushinbar) и короткой формы названия Zirak (вероятно означавшей перевод краткой эльфийской формы Celeb «серебряный» от Celebdil «Серебряный пик»). А zigil тогда вероятно значило «пик, остриё». Но позднее Толкин вероятно поменял значения правой и левой части выражения местами или просто забыл, где что значит. Или принял другую концепцию положения прилагательных или определений в составных словах или шаблонов склонений и тогда Zirak или zigil не смогли соответствовать нужному положению в слове или нужному шаблону склонения определяющего корня, вследствии чего их значения было придано другой части выражения. Это видно по более позднему слову Zigilnâd, альтернативному названии реки Серебрянки, где Zigil очевидно значит «серебро, серебряная».

Это подтверждается аналогиями с более ранними по времени создания Толкином праэльфийскими корнями сходной формы и значения SIL, вариант THIL; ‘серебристое сияние’ (Q Isil «Луна») и SIK вероятно «остриё, нож» (Q sikil; N sigil «нож»), которые могли быть родственны кхуздулу через валарин, и более поздними словами Sigil, обозначавшим Наугламир (возможно прямое заимствование кхуздульского названия ожерелья Zigil, вероятно «Серебряное» с адаптацией z-s, или это правильная форма, а в Zigilnâd и Zirakzigil мутация начального согласного слова Sigil-Zigil) и названия Рамером Венеры на неизвестном языке Zingil «облачно-светлая» (возможно, «серебряная»). У Zingil и языка Рамера нельзя проследить родственную связь с кхуздулом, но возможно это слово для Толкина в подсознании уже обозначало «серебро, серебряный, светло-серый». Так что возможно, вначале слова имели структуру и значение: Zir+-ak «серебристый», с возможным словообразовательным суффиксом -ak (аналог –ak, -ek в кхуздульском Felak, Felek, –uk из durbatuluk, thrakatuluk черного наречия или –ak в адунайском êphalak ) и zig+il «Остриё» с суффиксом – il, возможно признаком прилагательного (как возможно в кхуздульских словах kibil «серебряная», gabil «великая», gamil «старый», дунлендском forgoil «желтые, соломенные»?).

Также возможно, что Zirak в значении «пик» могло быть произведено Толкином в соответствии с вероятно родственным кхуздулу через валарин праэльфийским корнем TARÁK «рог» с измененным начальным согласным T-Z (возможно по пути Z-S-Th-T) , или KARAK «зуб, пик» с измененным начальным согласным K-Z. Или, судя по другому праэльфийскому корню RAG «искривленный, скрученный», структура могла быть Zi+rak, где rak «рог».

По аналогиям с земными языками, с арабскими словами `azraq «синий», sikkin «нож», sirag «светильник, факел» также можно сказать, что возможно вначале при придумывании названия горы Толкин принял что Zirak имеет значение «Серебристый, сверкающий» (от `azraq «синий», sirag «светильник, факел»), а zigil «остриё, лезвие» (от sikkin «нож»). Но, как считает Siewurd возможно Zirak в значении «пик» могло быть произведено Толкином от праиндоевропейского корня tark- «скрученный, рог» (tarku (санскр), tarkue (др.-прусск.), tark/tark (тохарск.), atraktos (греч.), torqueo (лат.), drahsil/drechseln (нем.), tjerr (алб.), trochal (ирл.), torri (валлийск.), ?r?stan (англ.), troki (польск.); торок (рус.)).


Дополнение: Возможные кхуздульские слова, которые нельзя точно отнести к кхуздулу:  

Ai-oi; «Сюда, здесь»?

Прообраз в языках Средиземья:

ai-mênu (Кh)– «на вас»

aya (Кh) «на»

Ai (Q)– эй

Прообраз в земных языках:

Ай (ар.яз) эй!

Выводы: Слово Ai-oi в крике Гимли в Хельмовом Ущелье может означать «Сюда, здесь» на кхуздуле по аналогии с словами в крике Гимли «Леголас, сюда», как возможным значением, а также кхуздульским предлогом aya «на» в ai-mênu «на вас». Oi тогда может означать «здесь, место». Но также возможно, что это было просто междометие по аналогии с эльфийским Ai «Эй» и арабским Ai «Эй» и т.к. оно отстутствует в «Номенклатуре к Властелину колец» Толкина, где собраны все слова на кхуздуле в ВК.

Fimbulfambi; Могучий дурак? Трор.

Прообраз в языках Средиземья:

Golfimbul (ороч.?) орочий вождь (Gulfimbul, Fingolfin); Hobbit;  

PHIN (PQ)- nimbleness, skill. ON phinde skill, phinya skilled; *Phinderauto, N Finrod [rautā]. Cf. Q Finwe, ON Phinwe, name of chief Gnome (Exilic *Finw [see weg]). Find- occurs also in names Findabar (*Phind-ambar), Fingon (*Findekāno) [kan]; phinya or -phini occurs in Fingolfin (+ ngolfìne ‘magic skill’), Isfin [is], Curufin [kur]; distinguish spin in Glorfindel. [On the absence of Finw in Exilic Noldorin see also the passage at the end of the Lhammas §11.–The name Findabar appears in the entry mbar in the form Findobar, as also in the Genealogies, p. 451.] LR 391; THE ETYMOLOGIES кон 1930-х, 1938  

Прообразы в земных языках:

Fimbul (др.норвежск.) большой, могучий

fambi (др.норвежск) глупец, дурак

Выводы: Первичное имя Трора, гномьего короля. Возможно, по аналогии с старонорвежскими словами Fimbul «большой, могучий», fambi «глупец, дурак», значило «Могучий дурак». Толкин действительно мог дать это имя Трору (как внешнее имя, подобно другим именам гномов из Хоббита, «переведенное» с языка людей Дэйла старонорвежским), как полностью ему соответствующее (он действительно действовал как могучий глупец, попытавшись завоевать Морию в одиночку, за что и поплатился головой, будучи убитым Азогом). Видимо, позже Толкин подумал, что гномы все же не могли называть своего короля таким уничижительным прозвищем и сменил имя на Трор. Однако настораживает аналогия имени с именем орка Golfimbul, где присутствует также элемент fimbul «могучий». В этом слове также есть корень Gol, больше похожее не на старонорвежское слово, а на раннеэльфийское ngol «гоблин». Также видна аналогия Golfim (Golfimb?) в Golfimbul с golfin в раннем имени орка Fingolfin (отсюда аналогия fim, fimb с праэльфийским PHIN «ум, умение» в эльфийском имени Fingolfin). Отсюда возможное значение имени «Могучий или мудрый гоблин».

Д.Рэйтлифф в «Истории Хоббита» упоминает о языке Магол, придуманном Толкином для орков в "Хоббите". Возможно, эти имена были на маголе, и этот язык использовался не только орками, но и гномами (как вариант всеобщего или неэльфийского языка). Так как имя Golfimbul осталось в конечной редакции Хоббита (в виде Gulfimbul) как орочье (вряд ли оно было на языке людей Дэйла, переведенным норвежским), то возможно имя Fimbulfambi также можно принять как гномье, кхуздульское (тем более, если учесть родство кхуздула и черного наречия, где в обоих языках присутствует суффикс –ul, как в Golfimbul и Fimbulfambi). К тому же, если вспомнить о семитских кхуздульских корнях, состоящих из радикалов, слово могло иметь структуру 1i23+-ul+1a23i или 1i2+-ul+1a2i, возможно от одного корня F-M-B или F-Mb «могучий, мудрый?». И тогда имя могло означать «Могучий из могучих» или «Мудрейший из мудрых», что более подходит гномьему королю.

Forn; имя Тома Бомбадила, Древний?

Прообраз в земных языках:

Forn (др. Норвежск.) старый.

Выводы: Имя, данное гномами Тому Бомбадилу, аналогично древненорвежскому Forn «старый», что вполне подходит под эльфийское имя Бомбадила Iarwain «Древний». Выглядит как имя на языке людей Дэйла, переведенное старонорвежским, как прочие имена гномов. Но ведь гномы давали персонажам из других рас имена на кхуздуле (Mahal, Tharkûn, Felakgundu)! Возможно, т.к. это имя более раннее по хронологии по сравнению с гномьими именами для персонажей других рас, Толкин в то время еще считал что все гномьи имена на «языке людей Дэйла», старонорвежском или вообще еще не задумывался о кхуздуле. Однако то, что имя осталось в окончательной редакции «Властелина колец», может говорить о том, что возможно, Толкин принял его как гномье, на кхуздуле, по шаблону 1о23.

Telchar; Кузнец?

Прообраз в языках Средиземья:

Hal (др. людск.)- head, chief, stem, WJ238, THE WANDERINGS OF HÚRIN

?AR ( PQ) - Stems ?ar have, hold, and related gar, garat, garad were much blended in Eldarin. From ?ar come: Q harya- possess; harma treasure, a treasured thing; harwe treasure, treasury; haryon (heir), prince; haran (pl. harni) king, chieftain (see tā). N ardh realm (but Q arda < gar); aran king (pl. erain). Dor. garth realm, garon lord, may come from ?ar or gar.

KHAL2 ( PQ) - uplift. ON khalla noble, exalted (*khalnā´); orkhalla superior. N hall exalted, high; orchel [e uncertain] superior, lofty, eminent. [Added entry.]; LR.386

TÉLEK (PQ)- stalk, stem, leg. Q telko leg, analogical pl. telqi; N telch (pl. tilch) stem. early Quenya word talka "smith"; LR 391; THE ETYMOLOGIES кон 1930-х, 1938  

Прообраз в земных языках:

Telchines (греч.) of Greek mythology, a mythological race of divine craftsmen.

Выводы: По аналогии с земным греческим Telchines «мифологическая раса искусных ремесленников» возможно, Толкин образовал слово Telchar по этому прообразу. Но по аналогии с прообразами слова в языках Арды (праэльфийским TÉLEK «корень, конечность», N telch (pl. tilch) «корень»., ранее Q talka "кузнец", древнелюдскоим Hal «вождь, глава» и праэльфийскими корнями ?AR «иметь, владеть, король» и KHAL «верх, высший») можно сделать выводы о том, что имя могло быть образовано от этих аналогов и означать «Главный кузнец» или «Высший мастер кузнечного дела» или «Кузнец королевского рода».

Thorewilân; Заречье?Великая река?, Thargelion

Прообразы в языках Средиземья:

Gabilan (Kh) – Великая река

Thargelion (S) Местность за Гелионом

THOR (PQ) - = come swooping down; cf. Brilthor. Adj. thôr swooping, leaping down; thórod torrent.’

THAR (PQ) - across, beyond. Thar-gelion; Thar-bad [?Crossway]. [Scribbled additional entry.]

TĀ-, TAS- (PQ) high, lofty; noble. *tārā lofty: Q tára, ON tára absorbed in N by taur from PQ *taurā (see táwar, tur). N poetic only or in ancient titles taur; often found in names, as Tor-, -dor. The latter was blended with tāro king and turo master: cf. Fannor [span]. *tāro king: only used of the legitimate kings of the whole tribes, as Ingwe of the Lindar, Finwe of the Noldor (and later Fingolfin and Fingon of all the exiled Gnomes). The word used of a lord or king of a specified region was aran (âr), Q haran [see ?ar]. Thus Fingolfin taur egledhriur ‘King of the Exiles’ [see led], but Fingolfin aran Chithlum ‘King of Hithlum’. Q tár (pl. tári). N -†taur, Ilk. tôr, only used of Thingol: Tor Thingol = King Thingol.

WIL (PQ) - fly, float in air; LR265; THE ETYMOLOGIES кон 1930-х, 1938;

Выводы: В том же тексте, где и Thorewilân (S. Targelion), которое предположительно (по моему мнению) также является гномьим и обозначает местность за рекой Гелион где жили гномы, встречается слово Gabilân «великая река, Gelion». Элемент wil (Wilân – Gelion?) в Thorewilân похож на элемент bil в Gabilân (а wilân схоже с bilân) и может быть тождественным ему (с мутацией w-b начального согласного слова в составном слове) и означать «река», т.к. оба названия связаны с реками. Также это похоже на праэльфийский корень WIL сходного значения (плыть по воздуху), который может быть родственным кхуздулу через валарин и выражать кхуздульский корень W-L «река, вода, течь», в котором W при стяжении в составном слове мог образовывать û (ûl) – см. Azanûl, Azanulbizar, где предположительно есть ûl «ручьи».

Элемент Thore схож с праэльфийскими корнями THOR «течь вниз», THAR «через, у» (Thar-gelion; Thar-bad), TĀ-, TAS «высокий, выше». Возможно, название обозначало «Заречье», или «Приречье» или «Верхоречье» или «Нижнеречье» - местность у реки, за рекой, по верхнему или нижнему течению, ведь сказано что гномье название обозначало только нижнюю часть реки Гелион и переводилось Duin Daer. Но быть может, это касалось не Gabilân, а Thorewilân?

Категория: Научные | Добавил: Naugperedhel (27.09.2010) | Автор: Гном-полуэльф (Naugperedhel)
Просмотров: 3252 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]